Славная дружба

27 мая 2024
Славная дружба

    27 мая в музее истории АПЗ состоялась встреча генерального директора Андрея Капустина с теми, Кто стоял у истоков исторического шефства завода над ракетным крейсером "Слава" - командиром корабля с 1984 по 1988 год, капитаном 1 ранга Виктором Крикуновым, приехавшим в Арзамас из Новосибирска, и председателем шефского совета, почетным ветераном труда АПЗ Вячеславом Пучковым.
     Словно весточку с крейсера "Слава", долгие годы бережно хранимую в своей семье, Виктор Алексеевич передал Андрею Анатольевичу драгоценную реликвию - первый боевой вымпел, который по приказу командующего флотом был поднят на корабле в 1983 году. К тому времени завершились все заводские и государственные испытания корабля. И крейсер как боевая единица вошел в состав кораблей первой линии постоянной готовности.

DSC_0356.JPG

    Также Виктор Алексеевич привез с собой ряд изданий, которые пополнили библиотеку музея - поэтические и художественные сборники, переиздание книги "Новосибирцы - герои Отечества", а также сборник об истории создания и развития ветеранского движения Новосибирской области.
    Ещё одну реликвию в этот день в дар музею передал Вячеслав Пучков - почетный ветеран завода, бессменный председатель заводского шефского совета над кораблем. После развала СССР, как и все боевые корабли ВМФ, ракетный крейсер "Слава" вплоть до 12 июня 1997 года нес службу под стягом уже несуществующей страны. Затем его место занял Андреевский флаг. А знамя ВМФ СССР, побывавшее вместе с крейсером почти во всех морях и океанах, много лет хранилось в семье Вячеслава Павловича. Теперь же раритет займет достойное место в музейной экспозиции.

DSC_0436-1.jpg

- Можно только представить, какие реликвии сегодня были переданы музею, - сказал генеральный директор АПЗ Андрей Капустин. - Это действительно большая ценность, которая имеет огромное значение не только для предприятия, но и для всей нашей страны в целом. Ведь все эти вещи когда-то находились на ракетном крейсере "Слава", который впоследствии был переименован в ГРКР "Москва" - знаменитый флагман Черноморского флота. И нашему предприятию, имеющему давние дружеские традиции с Черноморским флотом, действительно посчастливилось быть причастным к такой великой истории, долгие годы являясь шефом уникального боевого корабля. Поэтому для нас это теперь одна из самых ценных реликвий заводского музея истории.

DSC_0429.JPG

    Андрей Анатольевич поблагодарил гостей и передал Виктору Алексеевичу корпоративный подарок на память о посещении предприятия. Генеральный директор также тепло поздравил Вячеслава Павловича Пучкова с 85-летним юбилеем, который тот встретил накануне, 26 мая, и подарил ему оригинальный самовар в виде паровоза.

    ЛУЧШИЕ ШЕФЫ
   В это день в музее состоялась встреча старых друзей. Тех, кто когда-то входил в состав шефского совета крейсера, неоднократно бывал на корабле и встречал моряков в нашем городе и на заводе. В их числе Николай Живов и Вячеслав Шерстнев, которые когда-то возглавляли заводскую комсомольскую организацию предприятия. С гостями также встретились главный инженер АПЗ - заместитель генерального директора Владимир Тимофеев и начальник ОВСиМК Оксана Скопцова.
    Как начиналась история легендарного корабля и шефских связей с АПЗ, что привозили морякам во время своих визитов приборостроители и, конечно, знаменитые приезды моряков на завод - каким же это было событием! - за дружеской беседой вспоминалось многое...
DSC_0366.JPG
    Первый генеральный директор АПЗ Павел Иванович Пландин неоднократно отдыхал в Алупке. Как-то в разговоре со знакомыми моряками выяснил, что на кораблях, оснащенных самым современным оружием, не хватает элементарных вещей: канцтоваров, книг, спортинвентаря и т.д. С приобретением этого обычно и помогали шефы, в роли которых часто выступали предприятия. Заинтересованный этой идеей Павел Иванович обратился к заместителю начальника ГЛАВПУРа Алексею Ивановичу Сорокину. Наш земляк, уроженец с. Кирилловка Арзамасского района, адмирал флота Алексей Сорокин был давним хорошим другом директора завода. Он и помог найти подходящий корабль. Правда, тогда, в 1979 году, крейсер находился ещё на стапелях Николаевского судостроительного завода  завода имени 61 коммунара. Но, несмотря на это, Павел Иванович решает создать шефский совет, председателем которого назначил начальника заводского бюро надежности Вячеслава Пучкова, отдыхавшего в то время на юге. Буквально через пару дней арзамасцы отправились в Николаев знакомиться с крейсером...
DSC_0343.JPG
 - Павел Иванович - человек государственного мышления, и к вопросу шефства связей завода над крейсером подошел очень серьезно, - вспоминал Виктор Крикунов. - он считал, что наши шефские связи должны быть лучшими в советском союзе, давать пользу и стране, и людям, и морякам, которые служат на таком современном корабле. У нас был заключен договор, согласно которому моряки после увольнения могли приехать в Арзамас, на завод. Они получали работу, жилье в общежитии, учились в филиале МАИ, и, таким образом, у ребят судьба определялась на много лет вперед.
    Приборостроители были свидетелями многих важных событий, включая и подготовку корабля к проведению саммита на о. Мальта в 1989 году. Тогда на "Славе" должна была состояться встреча на высшем уровне между американским президентом Джорджем Бушем и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Считается, что во время этих переговоров лидеры сверхдержав провозгласили окончание "холодной войны".
- По просьбе экипажа мы готовили корабль к этой встрече, в том числе привезли хохлому и для американского президента, и для четы Горбачевых, подготовили памятные адреса, сувениры, - рассказал Вячеслав Пучков. - Вообще, к этой встрече мы готовились не менее серьезно, чем моряки. Бытовая часть приема на крейсере обеспечивалась нами.
    Вспомнили  в этот день и то, как по просьбе моряков на АПЗ делали сувенирные медали и памятные значки, которые они потом дарили гостям крейсера в память о посещении корабля. Как знаменитые нижегородские художники отец и сын Каманины писали прекрасные картины специально для крейсера "Слава". Как создавались семейные пары, когда после окончания службы моряки приезжали в Арзамас и делали любимым предложение...
    Встреча получилась теплой и дружеской. Воспоминания о крейсера сменила экскурсия по истории предприятия, которую провела директор музея истории Лилия Сорокина. А завершилось мероприятие памятным фото.
DSC_0297.JPGDSC_0322.JPGDSC_0460.JPGDSC_0469.JPG

×
Запись на экскурсию
×
Ваша заявка отправлена
×
×